Перед вами русский перевод англоязычной статьи.

Автор: Жюль Алес (обновлено 14 декабря 2021 года).

Студенты играют в карты после уроков. Хотя у учеников есть обязанности в школе, такие как посещение уроков и работа по школе, у них достаточно времени, чтобы проводить его с друзьями. // Фото предоставлено: Конор Кортни

В датских народных высших школах учебная программа включает в себя все: от стрельбы из лука до йоги и практик устойчивого развития. Но студенты учатся совершенно другому: самооценке и чувству общности.

Девять учеников выставляют средние пальцы, вращая вытянутыми руками. Тренер Дэниел Бэджер смеется: «Это единственное место, где вам разрешено делать этот жест!» Упражнение является частью тренировок Даниэля по стрельбе из лука, которые проводятся два дня в неделю, в Нордфинс Хойсколе (Nordfyns Højskole) на севере Фунена.

Студенты из Дании, знают принципы Folk Højskole (Народная высшая школа, НВШ), и даже любят говорить, что это часть их культурного ДНК.

Первая такая школа, открылась в 1844 году, и с тех пор их становилось все больше и больше. Сегодня их почти 70 на всю Данию.  Идея Folk Højskole исходит от философа, писателя, а ныне национального героя Дании Николая Фредерика Северина Грундтвига, который хотел внести свой вклад в демократическое образование датского народа в первые годы XIX века.

Простые люди, особенно из крестьян и бедных слоев населения, изучали в Folk Højskole свою историю, язык и культурное наследие. Кроме того, основное внимание уделялось формированию нации и поиску, своего рода, здравого смысла в повседневной жизни датчан. Изучение и развитие демократии также играло большую роль в этих школах.

Сегодня почти у каждой Folk Højskole есть своя направленность, но это не имеет особого значения. В целом школы открыты для всех, в возрасте от 18 до 24 лет, кто может позволить себе оплату около 200 евро в неделю. Студенты вместе живут, едят и учатся в школе. Семестр длится около четырех месяцев. Нет никаких тестов, оценок или сертификатов, и ученики сами решают, какие уроки посещать. Для многих это воплощение свободы.

Мария, Сайлас и Тайс, например, выбрали спорт в качестве одного из своих основных предметов, и теперь стоят в небольшом спортивном зале, выложив луки на полу. К поясам их брюк прикреплены Колчаны, из которых торчат цветные неоновые перья их стрел. Трое учеников берут луки, встают в одну линию, на расстоянии около десяти метров друг от друга, зажимают стрелу, отводят руки назад, делают выдох и затем стреляют. Ритм грохота стрел, колебание воздуха и удары о мишени превращаются в устойчивый фоновый шум. Между раундами ведется подсчет очков.

Тренер Дэниел Бэджер объясняет, что успех – это совсем не главное. Для него важно показать студентам, как справляться со стрессом и нервозностью. Те, кто может делать это во время стельбы из лука, имеют больше шансов справиться со стресом в повседневной жизни.

Чтобы стать учителем в Folk Højskole, вам не нужно заканчивать формальное учебное заведение (или лицензироваться и получать диплом, подтверждающий учительскую квалификацию); вместо этого, вашу возможность работать в Folk Højskole определяют ваш личный интерес и страсть к предмету. Они обучают не как учителя, а как люди, у каждого из которых своя история, опыт и каждый из которых, является личностью.

То, что происходит в результате такого подхода, довольно легко заметить: ученикам нравится ходить на занятия. «В обычных классах (формальной школы) вы просто сидите, слушаете и смотрите слайд-шоу, но мы приходим, чтобы встретиться и поговорить с другими людьми. Это так вовлекает и вдохновляет» – объясняет Сесе, – «это так здорово, что в этой школе можно делать такие вещи».

Они с Марией сидят в большой столовой, где около 60 студентов плюс учителя собираются три раза в день. Совместные завтраки и обеды – неотъемлемая часть повседневной жизни Народной высшей школы, и вся школа собирается за длинными столами, чтобы поделиться мыслями и разделить трапезу. Любой может объявить о предстоящих мероприятиях, например о вечерах кино или семинарах, проводимых студентами.

Время, проведенное Сесе в Нордфинсе, – это разрыв с французской системой образования, ориентированной, в основном, на успех и движение к успеху «напролом». Вместо того, чтобы сразу же после школы продолжить учебу, она сейчас здесь и обрела свободу. Она говорит, что пробует вещи, на которые раньше не решалась бы – например, подстригает волосы, делает новую необычную прическу. «Я чувствую себя здесь в большей безопасности по сравнению с любым другим местом. Вы можете быть собой, и люди не будут вас осуждать. Это волшебство Хойсколе».

Пока Мария размышляет о своем пребывании в Народной высшей школе, она на мгновение поджимает губы, прищуривает глаза, а затем четко говорит:

«Я была  удивлена, насколько увереннее ты можешь стать, когда у тебя есть хорошее сообщество и когда ты рядом с хорошими людьми, все тебя воодушевляют, и все поддерживают тебя. Это может значить гораздо больше, чем вы можете себе представить».

Мария говорит, что общество в школе укрепило ее уверенность в себе.
//
Фото предоставлено: Конор Кортни

На первый взгляд, учебная программа может показаться смешанной без какой-либо концепции: спорт, датский язык и культура, йога, человек и обучение, практика устойчивого развития, кроссфит и т. д., Но в народных школах вы преподаете не  предмет, а, как часто говорят, работаете с темой. А то, чему научаетесь, – это самооценка и уверенность в себе. Основа, которая может оказать поддержку студентам в любых ситуациях. Вместо теорий о предмете, студенты, практически осваивают, что это означает.

Возьмем, к примеру, стрельбу из лука: это не о том, чтобы набрать наибольшее количество очков, стать лучшим или изучить самую сложную технику, а о том, чтобы попробовать что-то новое, наблюдать за собственным прогрессом и научиться справляться с психологическим давлением.

Даниэль Багер проводит разминку для студентов в Nordfyns Højskole во время спортивного занятия, посвященного стрельбе из лука. // Фото предоставлено: Конор Кортни

Томас Триер, директор Nordfyns Højskole, до сих пор отмечает влияние народных школ на сегодняшнее датское общество. Особенно когда дело доходит до принятия решений, когда все собираются вместе, чтобы высказать свое мнение. «Я не знаю, кто имел большее влияние – общество на народные школы или наоборот, но все это играет большую роль в размышлениях о том, кто мы и как мы делаем что-то важное», – говорит Томас.

Хотя Folk Højskole (Народные высшие школы, НВШ) не являются частью формальной системы образования Дании, они финансируются государством. В 2015 году им было выделено 74 миллиона евро, что составляет примерно половину всех их затрат. В целом Дания – это страна в ЕС, которая тратит больше всего денег на образование: – 7,3 процента ВВП. Средний показатель по ЕС составляет 4,6 процента. Folk Højskole также оказали, и продолжают оказывать, большое влияние на датский образ мышления об образовании в целом.

«Народные высшие школы всегда были сосредоточены на том, чтобы учить тому, как быть человеком, вместо того, чтобы учить, что вы являетесь результатом различных тестов», – говорит Джеппе Лау Нильсен, куратор Folk Højskole при Министерстве культуры Дании. «Я определенно думаю, что система формального образования в Дании может многое узнать о методах преподавания в свободных школах (Folk Højskole)». Процесс переосмысления еще не подошел к концу, именно сейчас обсуждается реформа системы формального образования в Дании.

Возможно, открытость к альтернативным формам обучения является одной из причин, по которым Дания была признана лучшей системой образования в мире в 2020 году, и почему другие европейские страны, часто с завистью, смотрят на Север, когда дело касается образования. Скандинавские страны занимают одинаково хорошие позиции в вопросах непрерывного обучения на протяжении жизни. 15 процентов 20–29-летних студентов приходят в различные формы неформального и информального образования, в том числе такие, как народная высшая школа, после обязательного школьного образования. Это четвертое место в ЕС.

Мотивы, по которым учащиеся приходят в школу – разнообразны, но все они здесь добровольно, и даже платят за это, причем не маленькие деньги.

Тайс (слева) слушает своего соседа по комнате Сайласа (справа), который обсуждает его вероятность выигрыша в рождественском адвент-календаре в стиле лотереи. Тайс и Силас чувствуют, что за время работы в Nordfyns Højskole они выросли как люди.
// Фото предоставлено: Конор Кортни
Сайлас показывает одну из своих татуировок в своей комнате. Он говорит, что посещение школы помогло ему уйти от личных и юридических проблем, которые беспокоили его в подростковом возрасте.
//
Фото предоставлено: Конор Кортни

Тайс, один из студентов, говорит, что это «возможность проверить собственные интересы, заново открыть для себя собственную уверенность в себе и чувство собственного достоинства». В прошлом он много боролся с собой, своим телом и своим психическим здоровьем. Здесь ему так комфортно, что он может легко об этом говорить.

Это его второй семестр в Народной школе, и он все еще часто сидит вместе со студентами первого семестра и делится своими мыслями. Он заметил, что его собственная открытость побуждает открываться других. Он желает передавать этот опыт позже – в качестве личного тренера с акцентом на психическом здоровье и благополучии.  Позже, возможно, ему удастся это делать в качестве учителя в Folk Højskole. Тайс нашел опору в жизни.

Его сосед по комнате Сайлас сидит напротив, на своей кровати. Между ними стоят два стула, на которых что-то беспорядочно сложено, и небольшой столик с грудой всяких вещей. Их стены увешаны плакатами: пейзаж для Тайса и одна из мишеней для стрельбы из лука Сайласа. Как и другие ученики в школе, они делят не только комнату, но и обмениваются своим опытом. Когда все хотят собраться, есть общая комната с кучей диванов, книгами, играми и телевизором. Большую часть времени в общем пространстве сидит хотя бы один человек.

Сайлас сам «копается» в своем прошлом. Психологический климат в школе – полная противоположность тому, что он уже испытал в свои 18 лет. Прошлое Сайласа – темное место. Но сообщество в школе поддержало его, он научился доверять и общаться честно и открыто. Он чувствует себя здесь в большей безопасности, чем когда-либо – иначе он оставил бы свое темное прошлое при себе.

Сейчас середина декабря, и пока семь студентов растягиваются на красочных ковриках для йоги в общей комнате, на улице начинает идти снег. Хлопья медленно падают на другую часть большого окна, обращенного к большому открытому полю. Скоро закончится первый год Томаса Триера на посту директора Nordfyns. Здесь он нашел то, что всегда пытался сказать людям, когда работал театральным режиссером: как прожить лучшую жизнь. Теперь он этому учит. Краеугольным камнем для него является образование, которое делает возможным развитие человека.

«Для молодых людей это навсегда останется частью их жизни. Они не роботы. Вы хотите жить; в своей профессиональной жизни вы действуете, прежде всего, как личность. И это важная часть гуманизма. Вам нужно понять некоторые ценности: Кто вы? А кто вы по отношению к другим людям? В Народной высшей школе вы становитесь социально квалифицированным человеком, и это того стоит» – говорит Томас Триер.

Одно из общежитий Nordfyns Højskole светится в сумерках. Студенты часто делят комнаты в одном из трех зданий на территории кампуса, а некоторые учителя также живут в кампусе или рядом с ним.
//
Фото предоставлено: Конор Кортни

Все фото взяты из оригинальной англоязычной статьи.

Школа жизни