Наводимо тут саме російськомовний переклад оригінальної статті у зв’язку зі збільшенням уваги до нашого блогу читачів з пострадянських країн.

Шведский Folkbildning – это собирательное название мероприятий, проводимых народными высшими школами и учебными ассоциациями страны в форме курсов, учебных кружков и культурных мероприятий. Folkbildning – это часть либеральной системы неформального образования. Ежегодно несколько миллионов шведов участвуют в мероприятиях Folkbildning.

Folkbildning – для обучения на протяжении жизни

Люди хотят учиться и развиваться в самых разных контекстах на всех этапах жизни. Шведский Folkbildning  удовлетворяет эту потребность – и тем самым способствует развитию и росту общества. Но Фолькбильднинг также имеет внутреннюю ценность, потому что хорошо информированные и активные граждане составляют основу демократии.

Folkbildning открыт для всех в обществе. В Фолькбильднинге все участвуют на равных, но на разных условиях.

Люди ищут знаний и развития через Folkbildning по разным причинам. Все эти причины значимы – независимо от того, идет ли речь о личном развитии, повышении шансов найти новую работу или просто о желании учиться.

В учебных ассоциациях и Народных высших школах возможности непрерывного обучения предоставляются через богатое предложение курсов и образовательных программ – от учебных кружков, в которых небольшая группа встречается несколько раз в свободное время, до многолетних курсов с отрывом от производства в народных высших школах.

Концепция Folkbildning

Folkbildning в Швеции возник в начале прошлого века, когда уровень образования был низким а высшее образование было недоступным  для большинства населения. Folkbildning стал ответом на сильное стремление людей к знаниям и желание влиять на развитие общества.

Folkbildning все еще несет идеею общества с небольшими образовательными разрывами (между разными социальными группами). Всегда есть люди, которым, по разным причинам, нужна альтернатива формальной системе образования. В этом случае, народные высшие школы и учебные ассоциации выполняют свою важнейшую миссию, основанную на фундаментальном праве всех граждан на знания и развитие.

Folkbildning является частью либерального сектора неформального образования и не подлежит детальному государственному контролю. Эта свобода, как и прочные связи с некоммерческим сектором, делает Folkbildning сильным рычагом социальных изменений.

Идеи Фолькбильднинга видны, не в последнюю очередь, в его практической деятельности, в динамичном взаимодействии с участниками. Фолькбильднинг имеет следующие характеристики:

  • Участие в Фолькбильднинге всегда добровольно.
  • У участников есть значительные возможности влиять на содержание мероприятий.
  • Folkbildning характеризуется средой, в которой обучение и социальное взаимодействие идут рука об руку. Учитываются обстоятельства и опыт каждого участника.
  • Фолькбильднинг способствует укреплению гражданского общества посредством тесного сотрудничества с волонтерскими организациями, ассоциациями и различными типами сетей.

10 учебных ассоциаций

В настоящее время, в Швеции, существует 10 учебных ассоциаций, между которыми Шведский национальный совет по образованию взрослых распределяет гранты.

У учебных ассоциаций разные профили и акценты в их деятельности. Существуют тесные связи между учебнымими ассоциациями и шведскими народными движениями, такими как организации инвалидов, иммигрантов или экологические организации. Учебные ассоциации расположены по всей Швеции.

Учебный кружок – самая важная и распространенная  форма обучения в учебных ассоциациях. В учебном кружке собирается небольшая группа, чтобы вместе учиться на основе совместно выработанного плана обучения и с руководителем учебного кружка. Существуют кружки по тысячам разных предметов. Некоторые из них имеют более теоретическую направленность, например, язык, история и исследования по текущим социальным вопросам. Другие больше ориентированы на практику, такие как танцы, деревообработка, инструментальная музыка и так далее.

Учебные ассоциации являются крупнейшими в Швеции организаторами культурных мероприятий. Учебные ассоциации, организуя культурные мероприятия и лекции, способствуют богатой культурной жизни по всей стране.

150 народных высших школ

В настоящее время 150 шведских народных высших школ разбросаны по всей стране. Народные высшие школы предлагают курсы для взрослых от 18 лет. Многие народные высшие школы находятся в ведении популярных движений, таких как Союзы рабочих, Движения за умеренное потребление или свободные церкви. Остальные находятся в ведении окружных советов или муниципалитетов. Школы имеют разные профили и направления деятельности. Народные высшие школы не принимают во внимание национальные учебные программы, а сами определяют свою деятельность.

Продолжительность курсов варьируется от нескольких дней до нескольких лет. Долгосрочные курсы обычно рассчитаны на 1-3 года, некоторые из них ориентированы  на подготовку к учебе в университете. Многие долгосрочные курсы специализируются на музыкальном образовании, средствах массовой информации, фитнесе и здоровом питании, туризме и так далее. Некоторые из них являются профессиональными, например, программа для руководителей молодежного досуга и подготовки журналистов. Краткие курсы предлагаются по разным предметам, темам и направлениям.

Обучение в народных высших школах характеризуется процессно-ориентированной педагогикой, в которой особое внимание уделяется активному участию учащихся, например, в форме тематической и проектной работы в малых группах. Многие взрослые поступают в народные высшие школы, и поэтому большое внимание уделяется использованию их предыдущего опыта и использованию личных потребностей в качестве основы обучения.

Многие народные высшие школы являются школами-интернатами, что позволяет учащимся проживать в школе во время обучения. Обучение – бесплатное, и студенты могут подать заявление на получение финансовой помощи во время учебы.

Общественная поддержка Фолькбильднинга

Шведский Folkbildning в основном финансируется за счет грантов государства, окружных советов и муниципалитетов. Существует широкий политический консенсус в отношении того, что государство должно оказывать экономическую поддержку Фолькбильднингу.

Риксдаг (парламент Швеции) определил общие цели деятельности Folkbildning. Они сведены к 4-м основным пунктам. Деятельность народного образования должна:

  • укреплять и развивать демократию,
  • дать людям возможность влиять на их жизненную ситуацию и обеспечить активное участие в общественном развитии,
  • восполнить пробелы в образовании и повысить уровень образования и культурной осведомленности в обществе,
  • расширить интерес к культурной жизни и расширить участие в ней.

Исходя из этих целей, учебные ассоциации и Народные высшие школы могут сами определять задачи своей деятельности.

В 2006 году Риксдаг единогласно принял решение о политике будущего в области Folkbildning. В качестве мотивов государственной поддержки Народных высших школ и учебных ассоциаций выделено семь направлений деятельности. Это прежде всего относится к:

  • усилиям по защите общих фундаментальных ценностей общества,
  • проблемам многокультурного общества,
  • демографическим вызовам увеличения числа пожилых людей,
  • необходимости сохранять возможности обучения на протяжении всей жизни,
  • подчеркивается важность культурных мероприятий,
  • важность охвата людей с ограниченными возможностями.
  • наконец, поддержка народного образования мотивирована значительными усилиями в области общественного здравоохранения, устойчивого развития и глобальной справедливости, предпринимаемых в учебных ассоциациях и Народных высших школах.

Шведский национальный совет по образованию взрослых

(Сайт организации: https://www.folkbildningsradet.se)

Шведскому национальному совету по образованию взрослых правительство и Риксдаг Швеции поручили распределить национальные гранты для Народных высших школ и учебных ассоциаций. Кроме того, Совет должен отслеживать и оценивать деятельность Фолькбильднинга.

Шведский национальный совет по образованию взрослых состоит из представителей трех организаций-членов совета, каждая из которых имеет тесные связи с учебными ассоциациями и Народными высшими школами. Это:

  • Шведская национальная федерация учебных ассоциаций – объединение отстаивающее интересы учебных ассоциаций.
  • Организация отвечающая за интересы Народных высших школ, принадлежащих народным движениям, RIO – объединяет народные высшие школы, принадлежащие народным движениям и другим общественным организациям.
  • Шведская ассоциация местных властей и регионов, SKR, которая представляет народные средние школы, находящиеся в ведении уездных советов и регионов.

Данные о Фолькбильднинге на 2008 год

Ежегодно учебные ассоциации организовывают:

  • Около 285 000 учебных кружков с почти 2 миллионами участников.
  • Около 250 000 культурных программ с более чем 15 миллионами участников.

Каждый семестр в Народных высших школах:

  • Приблизительно 26 500 участников на курсах продолжительностью от 8 месяцев до 3-х лет
  • Приблизительно 80 000 участников на краткосрочных курсах

Государственные гранты Народным школам и учебным объединениям в 2008 году:

  • от государства: примерно 328 565 000 евро
  • от окружных советов: примерно 82 496 000 евро.
  • от муниципалитетов: примерно 42 517 000 евро.

Ссылки

Более подробная информация доступна в Интернете:

  • The Swedish National Council of Adult Education, with information about folkbildning in general, including information in English and other languages:
    www.folkbildning.se
  • The Information Service of the Folk high (FIN), with information about the courses offered by all folk high schools and links to their websites:
    www.folkhogskola.nu
  • The Folkbildning Net, a common digital conference and e-mail system for all of folkbildning, which is used for flexible learning:
    www.folkbildning.net
  • The Folkbildning Net’s pedagogical resources, with links to websites, articles, study materials, project descriptions, multimedia, etc. within life-long learning: www.resurs.folkbildning.net  
  • The Swedish National Federation of Study Associations, an interest association for the study associations, with links to the respective study associations:
    www.studieforbunden.se  
  • The Interest Organisation of Popular movement Folk High Schools (RIO) which represents the folk high schools operated by popular movements and other organisations. www.rorelsefolkhogskolor.se  
  • The Swedish Association of Local Authorities and Regions (SKL), operators’ association for the folk high schools operated by county councils or regions:
    www.skl.se

Первоисточник

Folkbildning в Швеции