Сергій Чумаченко переклав російською публікацію студентки Народної вищої школи у Ферезунді (о. Готланд, Швеція):
Когда в прошлом году я стала участником научной программы в Гетеборге, многие думали, что я пойду прямо в университетское образование. «Вы станете доктором…» – говорили большинство людей, «…те, у кого отличные оценки, всегда идут за своей природой».
Но, я уже решила, что буду изучать что-то совершенно другое, а именно обучение писательству в Народной школе Готланд. Перед переездом и началом обучения в школе я пообещала себе, что посвящу этому, хотя бы месяц. Народная высшая школа – форма образования, которая, в основном, представляет собой тип образования для взрослых, не связанный центральными, государственными учебными планами и ориентированный на сочетание теории и практики. Места, где обучение является самоцелью – не для меня.
[Независимость от формальной государственной системы образования это первый из главных принципов деятельности НВШ в Скандинавских странах. Он дает исключительно важные основы свободы в преподавательской и управленческой жизни школ. С управленческой точки зрения, так обеспечиваются предпосылки для педагогического творчества, без которого невозможно в принципе реализация концепция «свободы» в педагогике и андрагогике. В Дании и Швеции защищен законодательством]
Народная высшая школа – уникальная и фантастическая форма обучения, основанная на свободной воле: мы, находящиеся здесь, учимся тому, что хотим, а не потому, что должны, и это заметно. Я всегда посещала занятия, мне нравится учеба, но у меня никогда не было такого интересного процесса, как сейчас. Мы можем сидеть после окончания школы и обсуждать, является ли «страдающий гений» клише в общественном восприятии, а наши обеды часто граничат с обсуждением недавно прочитанных книг. Если кто-то рассказывал о том, что сейчас пишет, остальные поддерживают конкретными советами или готовностью дать отзыв: «Я могу дать отзыв!». Вот почему мне никогда не было так весело в школе, как сейчас. В старшей школе меня поддерживали каникулы – теперь я жалуюсь, когда мы свободны, и желательно, чтобы уроки были все время.
[Важный принцип совместного проживания в кампусах школы участников разновозрастных групп и преподавателей. Неформальны «рамки» важны для развития диалога как социального навыка и для обретения опыта не травмирующего, «семейного» общения. Кроме того, это создает предпосылки для общения в условиях равенства и равнозначности мнений и точек зрения. Это правило положено в основу НВШ (вернее их скандинавской ветви) основателем традиции и института Н.Ф.С. Грундтвигом и действует по сей день. Хотя в Швеции (насколько я знаю) сейчас растет тренд создания НВШ в больших городах без программ с обязательным проживанием.]
Основная задача учителей народных средних школ состоит в том, чтобы поощрять обучение, а не судить нас, это означает, что они не представляют собой окончательный авторитет (сложно перевести по другому), который они делают в других школьных формах. Один из моих учителей в первые дни сказал, что он учится у нас так же, как и мы. Тогда я подумала, что это звучит как клише, но теперь я знаю, что это правда: наши преподаватели вдохновляют и учатся на своем опыте и знаниях, отдавая их, в коллективном обучении с интересными дискуссиями и великолепным сочетанием теории и практики. Никогда я так не научилась столь многому, просто потому, что хочу, без постоянного внешнего давления, когда меня судят.
[Важный принцип преподавания в НВШ – это отсутствие формальной системы оценки качества и, тем более, использования инструментов сравнения или конкуренции. Так решается (имхо), как минимум, две задачи: 1) очищение мотива к обучению от внешней референции, как следствие формирование внутренней референции, способности ориентироваться на собственные потребности и способов самооценки, 2) формирование экологичной среды для развития ДИАЛОГА. Причем это тоже разносторонний процесс и опыт]
Еще я встречаю таких невероятно интересных людей, с которыми я никогда не контактировала! В Fårösund Folk High School я самая младшая, так как народная школа означает образование для взрослых, и у нас разница в пятьдесят восемь лет между мной и самым старшим участником. Кто-то раньше изучал театр в народном искусстве, кто-то пришел прямо из средней школы, как и я, кто-то много лет учился в университете, кто-то имел много разных работ и путешествовал по миру. Кто-то из Истада, а кто-то из Умео. Каждый день, с тех пор как я приехала сюда, мне приходилось отказываться от какого-то предвзятого смысла, и это расширяло мою перспективу. Благодаря взаимному уважению, которое царит между нами в школе, я также смогла быть собой, открытой и честной, не боясь быть осужденной. Поэтому, например, я могла стоять на сцене и читать сорока людям что-то самое личное, из того, что я когда-либо писала.
[Социальная связка между поколениями. Развитие способности находить ценное (при условии экологичного и безоценочного диалога), внимание к границам, собственным и чужим]
Народные вузы часто располагаются в небольших городах. Вы близки к природе и из-за незначительных отвлекающих факторов вы можете полностью инвестировать свое время в образование и личное развитие. В дополнение к письму и чтению, которое я изучаю здесь, у меня также есть время, например, для книжного клуба, плавания в понедельник, медитации утром, долгих прогулок в лесу, увлекательной кулинарии и, конечно, чтобы не отставать от всех людей. В своей маленькой пещере (извините, Фарасунд на самом деле является городом, с почти девятью сотнями жителей), народная средняя школа становится своим маленьким миром со своим временем, и в этом есть что-то невероятно приятное. После обеда и вечером мы проводим мероприятия, и, поскольку многие из нас живут вместе в школе-интернате, вам не нужно быть наедине собой (если вы этого не хотите).
[Размещение НВШ, как можно ближе к природе, тоже решало и решает несколько важных задач в нескольких направлениях развития: 1) создание наиболее комфортных условий для личного, профессионального и … развития в местах, где развитие наименее доступно – в сельской местности. Сокращение разрыва в уровнях образования. 2)Гармоничная природная среда в которой происходит развитие формирует связи с Природой и гармонизирует отношение (внутреннее и внешнее, индивидуальное и коллективное) к Природе. 3) НВШ становятся для местных общин местом ИНТЕРЕСА. И, как следствие, местом катализации социальной активности и развития общины и общества]
Также не забывайте, что народная высшая школа: продвигает демократию, культурную жизнь и творчество; бесплатно; происходит сокращение пробелов в обществе путем обеспечения образования для всех; предлагает уникальные курсы без необходимости сдачи экзаменов; фокусируется на небольших группах и высокой плотности учителей; индивидуализирован и влиятелен
Никогда не поздно попробовать – неважно кто вы, человек без опыта жизни или давно ушли на пенсию. В ста пятидесяти шести народных средних школах Швеции каждый найдет что-то для себя: диапазон курсов варьируется от переплетного дела до экологических технологий, рисования и языковых курсов за рубежом. Вот что так хорошо в народной школе – это для людей, для всего народа.