С развитием собственного эго, и реальной, а не мнимой, уверенности в своих силах, растет и солидарность как ключевой элемент общественного развития. Осознавая и научаясь защищать собственные границы, мы научаемся уважать и чужие границы. Потому, что, буквально, мы начинаем осознавать что это такое. Важно то, что этому нельзя научить, передавая знания. Для этого необходимо создавать условия, в которых свобода обеспечивает возможность выбора, а способ и стиль общения обеспечивают высокую степень безопасности. В этом ВНШ скандинавского разлива – очень хороши. И это ответ тем, кто считает, что “свободу на хлеб не намажешь”. Отсутствие свободы нивелирует значение границ. Выросший в несвободе – не понимает их сути и воспринимает мир через квазиабстрактное “наше”.
Профессионализация, введение в экспертность, это тоже ограничение вызванное принадлежностью. Отсутствие диплома, свобода выбора в процессе обучения в ВНШ – часть политики открытости, гибкости и способ научения эффективно действовать в сложном мире.
Обязательное участие в различных кружках это не просто мода. Это, опять же, социальный механизм усложнения контекста. Чем больше кругов к которым мы хотим принадлежать, тем сложнее социальная структура жизни и тем эффективнее нам приходится мыслить во взаимодействуем с окружающим миром.
Почему Андерс Бергстрём сказал о том, что выезжая за пределы Украины, у нас есть возможность посмотреть на себя. Это усложняет картину, но в тоже время, делает ее понятнее для нас. Мы не только видим сходства, не только воспринимаем внешний мир как модель для подражания, но и начинаем лучше понимать себя. Наши отличия и преимущества.
Шестой круг. Нарративы объединяющие нацию. Нам необходимо это найти. Свобода + справедливость + human
Системную перспективу лучше видно сверху. Снизу она непонятна.
Хороший педагог работает во всех аспектах интегрального подхода. Для этого ему не обязательно знать об уровнях, кругах, линиях и квадрантах. Но вот что необходимо, это абсолютная свобода педагогического творчества. Пошаговые инструкции, рекомендации и технологии лишают пространства для творчества и убивают талант. Это недопустимо в любом процессе человеческого развития и тем более в педагогике. Особенно когда речь идёт о будущем.
Свобода выбора в процессе обучения позволяет научиться принимать решения “как только мы привыкли принимать решения, мы не передаем свою автономию кому-то другому”